ГАУК РХ «Хакасский национальный театр кукол «Сказка» им. Л. Г. Устинова

Вход на сайт
8 (3902) 202-289

Служба зрителя театра

О театре

Интервью с художником-постановщиком премьерного спектакля «Лес»  Валерием Полуновским

Интервью с художником-постановщиком премьерного спектакля «Лес» Валерием Полуновским

27.08.2024

Валерий Исаакович в 1988 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (в настоящее время – Российский государственный институт сценических искусств), мастерская Геннадия Петровича Сотникова. Здесь же, в РГИСИ, он преподает и руководит мастерской художников-постановщиков. Работал главным художником в Красноярском театре музыкальной комедии, Новгородском театре драмы. В настоящее время является главным художником в Драматическом театре Балтийского Флота. Автор художественного оформления более 100 спектаклей. В театре «Сказка» был художником-постановщиком спектаклей «Старший сын», «Кавказский меловой круг», «Цилиндр» (режиссер А. Стависский).

 

Валерий Исаакович, Вы всегда мечтали работать в театре, стать именно театральным художником?

 

Нет, в театр попал случайно. И вообще, первый раз в жизни побывал в театре, зайдя в него через служебный вход в поисках работы. Но случай оказался счастливым. Это был Крымский драматический театр имени М. Горького, где работали замечательные Кирилл Никандрович Чемеков (художник), Борис Мартынов (режиссер) и много других замечательных профессионалов.

 

– Чем Вас привлекла пьеса великого русского драматурга Александра Островского?

 

– Можно начать издалека. Я бываю свидетелем этого в Петербурге, и был свидетелем за несколько дней пребывания в Абакане. Идет по улице стайка девчонок лет десяти и совершенно обыденно разговаривает матом. Дальше – больше… Идет очевидно влюбленная парочка в обнимку, целуются, я иду чуть позади них и слышу, как они при этом разговаривают матом. Поразительно! И именно поэтому надо делать Островского (…понимая тщетность усилий). Его герои в совершенстве владеют богатством русского языка, они умеют выражать свои самые сильные эмоции без использования брани, на красивом русском языке.

 

– Поделитесь, пожалуйста, как Вы согласились стать художником-постановщиком спектакля «Лес»? Думали ли Вы применить современные сценические технологии?

 

– Прежде всего говорили с режиссером Александром Стависским о феномене Островского. Великий русский драматург, потрясающий стилист («Лес» – просто кладезь афоризмов), и, в то же время, обывательское представление об Островском – пухлые «бабы на чайниках», бублики, баранки, самовары и т.д. Обсуждали, как сделать спектакль живым, увлекательным для сегодняшнего зрителя, не прибегая при этом к вульгарному «осовремениванию» автора. Это было исключено при первой встрече.

 

Комфортно ли Вам работать с постановочной группой «Сказки»? Удается ли все задуманное Вами воплотить на сцене театра «Сказка»?

 

– В «Сказке» работают замечательные люди, искренне преданные этому театру. И сотрудничество с ними доставляет большое удовольствие. Это абсолютно искренние слова.

 

– Какие сценические технологии Вы любите использовать в своей работе над созданием художественного образа спектакля?

 

– У меня нет излюбленных технологий. Стараюсь каждый раз быть конкретным в решениях, и поэтому, если нужно, буду использовать самые современные материалы и технологии. Возьму и пластик, и железо, надо – и воду налью, и дождь пущу, и проецировать буду на дождь. А нужно будет – прибегну к самым традиционным кулисам и стенкам из холста.

 

– Секрет, к которому Вы обращаетесь при создании спектакля? Стараетесь ли следовать каким-то сценографическим принципам по созданию общей концепции, целостности спектакля?

 

– Секретов никаких нет, а советы раздавать мне приходится моим студентам. Им говорю, и сам следую совету от дедушки Ленина: «Учиться, учиться и учиться». Даже имея диплом в кармане и сто спектаклей за плечами, нужно учиться дальше…

 

– Раньше эскиз оформления сцены делался практически вручную, сегодня на помощь художникам пришли цифровые технологии (компьютерные программы). Какие Вы видите в этом положительные и негативные стороны? Используются ли в сценографии спектакля «Лес» IT-технологии?

 

– Здесь не может быть однозначного ответа. Компьютер, конечно, очень хороший инструмент, удобный и практичный. Но сейчас, пережив период активного использования компьютера в работе для театра, я стараюсь прибегать к нему как можно реже. И студентов к компьютеру стараюсь подпускать как можно позже. Здесь есть определенные причины, но они узкоспециальны для сегодняшнего разговора. Компьютерные технологии при создании спектакля «Лес» не использовались.

 

– Если говорить о современной сценографии, то к чему сегодня тяготеют художники? Есть ли какие-то «тренды» в современной сценографии? И как Вы к ним относитесь?

 

– Есть и тренды, и сейчас они очень разные, зачастую просто полярные. Я стараюсь следовать не «трендам» (кстати, интересно, «тренд» и «трындеть» – однокоренные слова?), а искать ключики к драматургии. А тренд, на мой взгляд, это фомка или лом, которым собираются взломать дверь. Я стараюсь как «матерый медвежатник» подобрать ключики к этому сейфу.

 

Как Вы думаете, насколько важно зрителю Республики Хакасия познакомиться с пьесой Островского «Лес»?

 

– Эта пьеса нужна не только в Хакасии, она нужна всем, кто говорит на русском языке.

 

Есть ли секреты, которые Вы применяете в сценографии спектакля «Лес»?

 

– Ну какой иллюзионист раскрывает свои секреты до начала представления? Надеюсь, какие-то «чудеса» зритель увидит, а как они сделаны, останется секретом.

26.08.2024

«Мария Стюарт» снова на сцене «Сказки»!

Театр возобновляет спектакль о жизни шотландской королевы Марии Стюарт.

29.08.2024

Премьера спектакля «Лес» переносится на ноябрь

Уважаемые зрители! Вынуждены вам сообщить, что премьера спектакля «Лес» переносится на 22, 23 ноября в связи с болезнью ведущего артиста театра.

СИСТЕМА СОБИРАЕТ МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САЙТА ЗАКРЫТЬ